(no subject)

Есть такой город Флоренция. Мировой центр Ренессанса. И есть в этом центре Ренессанса центральная площадь, называемая Пьяцца делла Синьория. И на этой центральной площади есть самая что ни на есть центральная точка, которую мы можем считать самым-самым ренессансным местом в мире. Как вы думаете, что должно находиться в такой точке. Может, какой-нибудь дворец ? Дворец там тоже есть - Палаццо Веккио. Но он не в самом центре площади, он с краю. Может какая-то особо выдающаяся статуя ? Выдающихся статуй там тоже много, но все они тоже не в центре. А в центре стоит вот это :

IMG_20171005_102234.jpg

Что это такое ? Есть табличка:
Collapse )

Сандалии с носками

А давайте в рамках хэштега #ярусский добьемся реабилитации традиционной русско-еврейской обуви — сандалий с носками. Чтобы насмехаться над этой нашей духовной скрепой стало неполиткорректно и нетолерантно. Ну в самом деле — прекрасное ведь решение на тот довольно-таки длинный сезон, когда в кроссовках уже жарко, а в сандалиях без носок еще холодно. Сейчас из-за бытующей в стране злобной нетолерантной атмосферы я вынужден либо париться в кроссовках, либо, рискуя простудой, обувать сандалии без носок. А вот сандалии с носками были бы в самый раз. По-моему, настала пора прекратить это и выйти из шкафа. Точнее, из его обувного ящика.

Мы могли бы и "за нашу и вашу свободу" спеть. Не мы одни страдаем. Вся страна, независимо от происхождения, даже в августе обута по большей части в кроссовки. Ну если не на пляже, конечно. Почему ? Потому что даже в августе в помещении под мазганом в сандалиях без носок холодно. А одеть носки нельзя. Пора поделиться этим нашим ноу-хау.


Пикет

Вчера попал в тяжелую пробку на Приморском шоссе. Часа на два. Как выяснилось на выезде из пробки, случилась она из-за того что ассоциация инвалидов Израиля решила устроить пикет и перекрыть Приморское шоссе. Пикет был, судя по всему, согласован с властями, пикетчиов охраняла полиция, она же, судя по всему, в конце концов дала команду "попикетировали и хватит".

В связи с этим у меня возникло несколько вопросов. Первый - почему вообще была выбрана такая форма протеста ? Требовали они повышения пособия по инвалидности. Каков предполагаемый механизм действия пикета ? Кого и к чему он призван побудить ? Судя по тому, что пикет был устроен не перед Кнессетом, не перед домом премьер-министра, а прямо на шоссе, действовать в интересах инвалидов должны не министры и депутаты, а обычные граждане. В частности я. И какое действие ожидается от граждан ? Мы должны сделать ... что ? Какая моя ожидаемая реакция на пикет ? Я, огорченный долгой пробкой, должен позвонить в министерство финансов и потребовать удовлетворить их просьбу, только чтобы больше не было таких пробок ? Они правда верят, что такие звонки будут ? Ну ... будут наверно. Но я могу с уверенностью сказать, что значительно больше будет звонков в полицию с требованием не позволять в будущем таких пикетов.

И в связи с этим второй вопрос. Что заставило полицию разрешить этот пикет ? Ну вот пришли в полицию инвалиды и говорят : "Мы хотим провести акцию протеста и перекрыть Приморское шоссе. В четверг вечером, во время максимального траффика". Полиция, по идее, должна была спросить "а то что ?" Ну в самом деле - право на протест у нас у всех есть, но именно такая форма протеста, как перекрытие шоссе, не входит в число неотъемлемых гражданских прав. Их могли бы совершенно свободно отправить стоять с плакатами вдоль шоссе или на мостах над ним. Это нормальный такой способ мирного протеста, когда и волки сыты, и овцы целы. За долгие годы, что я езжу на работу в Тель-Авив, я видел довольно много разных протестов, когда протестующие стояли на мостах или вдоль дороги - обычно какие-нибудь борцы за окружающую среду, но не только. Почему инвалидский протест был признан протестом более высокого ранга, и было решено, что им, в отличие от протестантов попроще, следует разрешить перекрыть шоссе ? Чем инвалиды так впечатлили полицию ? Что было у них и не было у экологов ? "Это же несчастные люди, как им можно отказать" ?

Резолюция Юнеско о якобы объявлении Пещеры Праотцов "палестинским наследием"

http://whc.unesco.org/en/news/1685

Дорогие френды ! Я очень прошу - прочитайте первоисточник, посмотрите, что на самом деле решила Юнеско. Если вы слышали, что "Юнеско объявила Пещеру Праотцов палестинским наследием" - вас обманули. Юнеско решила не это. Совсем не это. В общем, сходите по ссылке.

Первобытный старик Янечек, Джон Сноу и Роберт Баратеон

Почитайте эту юмореску Карела Чапека:

http://smartfiction.ru/prose/about_the_decline_in_morals/

Юмореска хороша, но в какой момент вы хихикнули первый раз ? Конечно, на обороте "первобытный старик Янечек". Ну в самом деле, не могут быть у первобытных людей современные имена. А теперь вопрос : прочему мы не хихикаем в Игре престолов ? Ну в самом деле — не то что древние времена, а другая планета. "Шел девятый год лета", зомби, драконы ... А героев зовут Джонами и Робертами, и никого это не колышет. Попробовал бы русский фантаст назвать инопланетянина Васей. А Мартину можно. Как это у него получается ?



Вна

В наших каппадокийских странствиях мы примкнули к русскоязычной тургруппе. Состояла группа, кроме нас с Зиной, из украинской пары из Харькова и весьма нетривиального дуэта - двух подружек младшего пенсионного возраста из Москвы, живущих уже пять лет в Таиланде и со знанием дела рассуждающих о преимуществах отдыха на Бали по сравнению с Филиппинами. В высшей степени правильный образ жизни для пенсионеров. Украинцы - люди помоложе, но тоже имеющие уже маленького внука - от них не отставали. В общем, в микроавтобусе все время шел хороший, правильный диалог о Паттайе, Ангкор-вате и насколько опасно ходить в "тот кишащий змеями лес" где-то в Индонезии. Мы с нашей европейской ориентацией в той компании даже и не очень котировались.

И все было хорошо. Пока одна из таиландских москвичек не сказала, что слово "Украина" произошло от "окраины". Последовала резкая отповедь, и оставшаяся часть поездки прошла уже в менее дружественной обстановке. Попутно разговор выехал на пресловутую дискуссию о в/на Украине, что также не улучшило атмосферу.

Я, грешным делом, считал, что слово "Украина" именно от "окраины" и произошло. Дождался момента, когда москвичек не было, и вежливо спросил, а откуда сие название на самом деле взялось. Мне рассказали ... нет, все же не про древних укров, но близко к тому. Оказывается, это еще в Римской империи северное Причерноморье называлось как-то вроде "Украния", а потом уже зловредные соседи, не будем показывать на них пальцем, стали это называть Украиной. О "в/на" я с ними говорить не стал, ибо не хотел услышать то что услышали москвички, а счел за благо обсудить это сейчас, когда все участники той поездки уже за тысячи километров друг от друга.

Каким образом этот совершенно вздорный вопрос вообще стал важным ? Как получилось, что стал приниматься всерьез совершенно дебильный аргумент, что предлог На к независимым государствам не употребляется, а употребляется только к неформальным географическим названиям, вроде Камчатки или Кавказа ? Почему употребление предлога "на" считается признаком пренебрежения к суверенитету ? Любой мало-мальски знакомый с русским языком и географией человек с легкостью назовет пяток государств, про которые в русском языке говорят "на". При этом никто на это не жалуется, и никто их суверенитетом не пренебрегает.

Я понимаю, что где-то в недрах украинской власти могла зародиться дурацкая идея "а давайте попросим Россию говорить 'в Украине', а если они откажутся - обидимся". Меня удивляет, почему эта идея признана миллионами украинцев не дурацкой ? Почему украинцы, помимо вполне реальных российских грехов по отношению к Украине, обижаются также и на от начала до конца выдуманный грех "они говорят 'на Украине'" ? Может, там какая-то немыслимой силы пропаганда работает ? Ну в самом деле, чтобы убедить народ в том, что такая ерунда - это легитимный повод для обиды - это нужно иметь какой-то чрезвычайной силы пропагандистский аппарат. С чем можно сравнить его силу ? Скажем, русские нашу страну называют чуть-чуть неправильно. Надо говорить "Исраэль", а не "Израиль". Вы можете себе представить, что израильское правительство обращается к русским с просьбой говорить "Исраэль", а тех, кто, несмотря на просьбу, продолжает говорить "Израиль", называет нацистами и антисемитами ? Не можете. Даже если какой-то придурок в правительстве и обратится к России с такой просьбой, ее игнорирование не станет всенародным поводом для обиды. А у украинцев - стало. КАК У НИХ ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ ?

Турецкий Рамадан

В Стамбул мы попали на Рамадан. Или, как он называется в Турции, Рамазан. Не потому что мы так хотели посмотреть, как в Турции происходит Рамадан, а потому что не посмотрели при заказе билетов в мусульманский календарь. Но так или иначе, попали мы в Стамбул на самый конец Рамадана и наблюдали, как он в Турции происходит, уже независимо от нашего желания.

Прежде всего - сложилось впечатление, что народ в общем и целом Рамазан соблюдает. Днем все рестораны и кафе стоят даже не наполовину, а процентов на 80 пустые - но, как правило, открыты. Редко где прямо так висит замок. Обычно в заведении сидят два-три иностранца или местных отщепенца и кушают, в то время как народ вокруг голодает. Обратил внимание, что днем на улицах также очень редко курят, хотя вообще-то Турция - один из крупнейших в мире потребителей табака. Что любопытно, среди нарушителей Рамазана были неоднократно замечены религиозные мусульмане. Да-да, вот прямо так, сидит женщина в хиджабе с мужем или без оного в кафе, вокруг сплошной Рамазан, а она ест ! Даже и не знаю, как это объяснить. У нас тоже ходят городские легенды о харедим, втихую закупающихся в свинских магазинах, но во-первых, я не уверен, что это правда, а во-вторых, в Стамбуле это делается совершенно не втихую, все прекрасно видят это.

Но зато с заходом Солнца начинается Великая Жрачка. Заполняюися сначала все рестораны, потом - все скамейки, а потом и до газонов очередь доходит. Вот так выглядит летним рамазанским вечером площадь Султанахмет с одноименной мечетью на заднем плане:

IMG_20170621_210720.jpg

А теперь можно я подпущу немножко пафоса ? В мусульманской стране, возглавляемой ужасным исламистом Эрдоганом, религиозные порядки оказались куда мягче, чем в "единственной демократии на Ближнем Востоке". Никакого аналога нашего печально известного запрета на торговлю хлебом в Песах в Турции не обнаружено. Соблюдать или не соблюдать Рамазан - это личное дело каждого турка, и государство никак его к соблюдению не принуждает, ни жестко, ни мягко. Очевидно, регулярно посещающий мечеть Мехмет из Стамбула - человек менее обидчивый, чем Хаим из Бней-Брака, столь же регулярно посещающий синагогу. Мехмет, увидев меня сидящего кафе в Рамадан, это переживет, в то время как Хаим, увидев, что я в Песах ем булку, очевидно, потрясения не выдержит. Да и вообще - у нас в Бен Гурионе из культовых сооружений есть только синагога. В то время как в стамбульском аэропорту Сабиха Гёкчен - мечеть, церковь и синагога рядом друг с другом. Целый дом веротерпимости.

Стамбул, хиджаб, бурка и харедим

Если мне не будет лень, я напишу несколько заметок про Турцию. Сегодня мне не лень написать несколько слов о турецкой религиозной жизни.

Я уже был один раз в Стамбуле в 1999 г. С тех пор, как мне кажется, количество хиджабов и бурок в городе несколько выросло, но не то чтобы очень сильно. Тогда тоже довольно много женщин были в хиджабах, да и бурка не была такой уж редкостью. Сейчас и того, и другого стало побольше. Вместе с тем город отнюдь не стал похож на Тегеран какой-нибудь - на улицах по-прежнему полно девушек, одетых примерно как их тель-авивские ровесницы, т.е. почти никак. Бурки и шорты, кажется, сосуществуют мирно - обладательницы бурок не только не вцепляются в волосы обладательниц шорт, но даже не переходят на другую сторону улицы при их появлении. Меняется ли при этом выражение их лиц, под буркой не видно. Возможно, бурка для того и используется, чтобы можно было незаметно для окружающих богохульников скорчить рожу, поджать губы и не прослыть при этом нетолерантной фанатичкой.

Приходилось мне видеть и полигамные семьи. Впереди идет муж, кстати говоря, во всех случаях одетый совершенно по-европейски. Ни разу мне не попадался турок в феске, куфие или чем-то в таком духе. Даже если за ним следом шли две или три жены в бурках. Я выдвинул гипотезу, что не все дамы в бурках - действительно жены. Может быть, жена у него только одна, а остальные - просто родственницы, поймавшие в его лице тремп в Стамбул, чтобы не ходить по этому богохульному городу без сопровождения мужчины.

Впрочем, как мне показалось, бурка совершенно не означает отрешенности от мира. К примеру, по Босфору с нами плавали две или три пары с женами в бурках, так их обладательницы лихо фотографировали окрестности своими смартфонами и вообще проявляли живой интерес к окружающему миру. Во дворце Топкапы (это тот самый султанский дворец, где жили Сулейман и вообще все султаны до середины 19 века) дама в бурке мало того что присутствовала на состоящей в основном из гяуров экскурсии, так еще и задавала служащему-мкжчине вопросы напрямую, без посредничества мужа. Для сравнения - у нас в Израиле я не помню, чтобы харедим участвовали в каких-то гойских развлечениях. К примеру, на нашей недавней экскурсии в туннели Стены Плача ни одного хареди не было, хотя мне очень трудно поверить, что это место их не интересует. Так что меня посетила мысль, что наши харедим - народ, вероятно, даже более зажатый, чем эти "угнетенные женщины Востока".

В провинции, кажется, все несколько по другому. В столице Каппадокии Кайсери - городе с населением, приближающимся к миллиону - уже значительное большинство женщин носят хиджабы. То же самое в туристических центрах Каппадокии - Учхисаре и Гёреме. Там, если ты видишь женщину без хиджаба, это скорей всего туристка. Но зато я не видел в Каппадокии ни одной бурки.

На закуску - реклама стильных хиджабов на стамбульском трамвае. Название фирмы Levi d'Or вызывает всякие мысли о том, какая нация учит турчанок, как правильно носить хиджабы.
IMG_20170623_163629.jpg

Diversity по-израильски

Мне нравится компания, в которой работает Зина. Когда там случаются мероприятия с участием членов семьи, я, как правило, с удовольствием в них участвую. Интересный, харизматичный дедушка-хозяин и весьма культурные и интеллигентные сотрудники. В основном, впрочем, сотрудницы - бухгалтерия остается женской профессией. Состав компании в этническом плане - это Израиль в миниатюре. Ашкеназы из разных стран Европы, сефарды из разных стран Востока, эфиопка ... То же и в религиозном отношении. Харедимка, религиозный сионист, пара-тройка традиционалистов, остальные светские. И сдается мне, что приятная атмосфера в компании и этническое/религиозное разнообразие как-то между собой связаны.

Недавно упомянутый дедушка состарился, решил отойти от дел, продал бизнес другому человеку и устроил прощальный банкет. И на этом банкете он поведал, что все это этническое и религиозное разнообразие в его компании сложилось не само собой. Это он его специально строил. Когда он принимал новую сотрудницу, он руководствовался соображениями вроде "ага, она йеменка, а у меня йеменки еще нет". Не подумайте, что быть йеменкой - это все что требовалось в тот момент для того чтобы быть принятой. Требования к квалификации никто не отменял. Но этническое происхождение, среди прочего, тоже принималось во внимание. Он еще посетовал, что хотел для полного этнического представительства иметь также и арабку. Искал, но не нашел.

Не знаю кому как, а мне было неприятно это узнать. Т.е. само по себе это разнообразие мне нравится, но я бы предпочел, чтобы оно образовалось случайно, а не в результате искусственного отбора.